Курс «Физическая терапия: базовый уровень»

Основной преподаватель — специалист физической терапии из Германии. Базовый курс предназначен для врачей и инструкторов ЛФК и АФК, которые работают в области функциональной реабилитации детей. Выдается документ о краткосрочном дополнительном профессиональном образовании (ДПО
Сроки проведения
Онлайн-модуль – 30 апреля – 5 июня 2022 г. (по субботам и воскресеньям)
Офлайн-модуль – июнь 2022 г. (Москва)
Условия участия
Слушатели отбираются по конкурсу. Фонд выделяет стипендии, которые покрывают затраты на обучение
Объем курса
Всего 156 ак. часов: лекции в онлайн (48), очные практические занятия (76), самостоятельная работа (24), тесты (8)

Об этом курсе

Курс познакомит слушателей с основополагающими биомеханическими, кинематическими и кинетическими принципами организации основных двигательных функций и навыков человека, а также с особенностями организации функции глотания.

Также в ходе курса слушатели узнают об основных методах физической терапии, которые применяются у детей для восстановления двигательных функций и навыков.

Курс состоит из двух модулей – онлайн-часть и практические занятия с демонстрацией основных методов физической терапии с участием пациентов.

Занятия онлайн пройдут в формате вебинаров не в записи, и сессий «вопрос-ответ» в конце каждого дня. Очное обучение — это практическая работа в группах, разбор клинических случаев и составление плана занятий, направленных на восстановление позной устойчивости, ходьбы и других видов мобильности, а также простых и сложнокоординированных движений руки, необходимых для выполнения основных бытовых навыков. В курсе участвуют реальные пациенты.

Слушатели на онлайн-модуль отбираются по итогам:
а) соответствия критериям участия (образование, опыт работы);
б) тестирования;
в) мотивационного письма.

В очном обучении примут участие слушатели, которые успешно сдадут тесты по итогам онлайн-обучения и успешно пройдут собеседование.

В дальнейшем будет проводиться дополнительное бесплатное обучение для слушателей, которые попадут на очное обучение и успешно сдадут тесты.
Приобретаемые навыки:
  • Целеполагание
  • Диагностика ФТ
  • Перемещение и позиционирование
  • Биомеханика
  • Детонизация

Чему научитесь

Проводить детальную диагностику с точки зрения МКФ (ICF) ● Ставить функциональный диагноз ● Составлять программу реабилитации, формулируя достижимые цели ● Проводить терапию, используя различные техники, направленные на восстановление позной устойчивости, ходьбы и других видов мобильности, а также простых и сложнокоординированных движений руки, необходимых для выполнения основных бытовых навыков

Преподаватели

Слушатели

Уровень: знания физической терапии – начальный и средний
Специальные требования: высшее медицинское образование (неврология, ЛФК, педиатрия, терапия) или средне-специальное (ЛФК, АФК)
Кто обычно проходит этот курс: врачи-неврологи, врачи и инструкторы ЛФК, а также специалисты, работающие с нарушением моторных функций в области функциональной реабилитации
Курс состоит из двух модулей: первая часть занятий пройдет в режиме онлайн (12 дней по 4 ак. часа по субботам и воскресеньям), вторая часть – очные практические занятия в Москве с участием пациентов (10 календарных дней подряд).

Программа онлайн-модуля

Модуль проходит по расписанию в живом формате (запись будет доступна во время проведения онлайн-курса и в течение 30 дней после его окончания). В конце каждого дня – сессия «вопрос-ответ» с преподавателем. Обучение в течение одного дня – это 4 ак. часа (включая ответы на вопросы), будут проходить с 10:00 до 14:00 по субботам и воскресеньям, с перерывом
Объем – 64 ак. ч. (лекции 48 ак. ч., самостоятельная работа 12 ак. ч., тестирование – 4 ак. ч.)
День 1
День 1
  • Физический терапевт: профессиональные компетенции и навыки
  • Доказательный подход в функциональной реабилитации и физической терапии
  • Моторный контроль и обучение
  • Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья как основной стандарт для измерения состояния здоровья
Вопросы и ответы
День 2
День 2
  • Онтогенез. ДЦП. Патофизиология
  • Патогенез (возможные причины). Диагностика
  • Методы физической терапии
  • Особенности обучения двигательным навыкам
  • Терапия по методу "forced-use"
  • Основы проприоцептивной нейромышечной фасилитации (ПНФ)
Вопросы и ответы
День 3
День 3
  • Основы концепции Бобат в нейрореабилитации. Базовые принципы
  • Терапевтические приемы. Ключевые точки
  • Нейропластичность и ее роль в нейрореабилитации
  • Нейроанатомия моторики
  • Нейроанатомия равновесия
Вопросы и ответы
День 4
День 4
  • Нейроанатомия чувствительности
  • Взаимосвязь отделов мозга с афферентными путями. Роль восходящей ретикулярной активирующей системы (ARAS)
Вопросы и ответы
День 5
День 5
  • Функциональная анатомия верхней конечности
  • Мелкая моторика кисти. Патофизиология, принципы лечения
Вопросы и ответы
День 6
День 6
  • Функциональная анатомия нижней конечности
  • Теория ходьбы
Вопросы и ответы
День 7
День 7
  • Биомеханика позвоночника
  • Постуральный контроль. Стабильность — залог мобильности
Вопросы и ответы
День 8
День 8
  • Нормальное движение (принципы, критерии нормального движения; нормальное движение при переходе из положения лежа в положение сидя и из положения сидя в положение стоя)
  • Тонус мышц. Гипо- и гипертонус. Патофизиология спастичности
  • Основные терапевтические приемы для нормализации тонуса
Вопросы и ответы
День 9
День 9
  • Обследование (диагностика и клиническое мышление; протокол обследования; составление плана реабилитации)
  • Определение функционального статуса пациента на основе МКФ. МКФ–тест
Вопросы и ответы
День 10
День 10
  • Функциональная анатомия глотания
  • Дисфагия. Принципы работы с пациентам
Вопросы и ответы
День 11
День 11
  • Лечение положением, теоретические основы. Терапевтически активизирующий уход
  • Лечение положением (видео)
Вопросы и ответы
День 12
День 12
  • Двигательное развитие ребенка на первом году жизни. Организация движений и роль врожденных рефлексов
  • Варианты двигательных нарушений в зависимости от уровня повреждения нервной системы.
  • Механизмы восстановления: преимущества детского возраста, законы нейропластичности
  • Церебральный паралич: современные представления о диагнозе и методах помощи
Тестирование по итогам курса
По результатам тестирования и собеседования будет отобрана группа для участия в очных занятиях в Москве

Программа офлайн-модуля

Очные занятия будут проходить в течение 10 календарных дней в Москве. Занятия носят максимально практический характер, в курсе принимают участие реальные пациенты. Занятие в течение дня занимает 8 ак. часов и проходит с перерывами на обед и кофе-брейки.
Объем – 92 ак. ч. (лекции 76 ак. ч., самостоятельная работа 12 ак. ч., тестирование – 4 ак. ч.)
День 1
День 1
  • Лечение положением». Укладка пациентов в положении на спине.
  • Лечение положением. Укладка пациентов в положении на боку. Переход из положения на спине в положение на боку. Упражнения для самостоятельного поворота (ПНФ, Бобат)
  • Переход из положения на боку в положение на спине и в положение на животе. Упражнения для самостоятельного поворота (ПНФ, Бобат)
  • Способы перехода из положения лежа в положение сидя. Принципы позиционирования пациентов в положении сидя (Бобат)
День 2
День 2
  • Обследование. Клиническое мышление
  • Обсуждение протокола обследования
  • Работа с пациентами. Обследование (1 час на пациента). Определение функционального статуса пациента
  • Определение целей. Составление плана терапии
День 3
День 3
  • Способы перехода из положения сидя в положение стоя и обратно. Постуральный контроль в положении стоя. (Бобат)
  • Работа с пациентами. (4 группы по 2 пациента в час, 2 группы параллельно).
  • Обсуждение. Определение целей. Составление плана дальнейшей терапии пациентов
День 4
День 4
  • Методы нейрореабилитации для нормализации тонуса. Принципы работы со спастичностью.
  • Работа с пациентами.
  • Обсуждение. Определение целей. Составление плана дальнейшей терапии пациентов.
День 5
День 5
  • Техники при лечении нижней конечности.
  • Ходьба. Способы обучения ходьбе пациентов с разной степенью тяжести.
  • Работа с пациентами
День 6
День 6
  • Лечение верхней конечности. Лопатка. Плечевой сустав. (ортезы, техники ПНФ, Бобат, кинезиотейпирование)
  • Работа с пациентами
  • Обсуждение. Определение целей. Составление плана дальнейшей терапии пациентов
День 7
День 7
  • Постуральный контроль
  • Стабилизация и мобилизация туловища
  • Работа с пациентами
День 8
День 8
  • Методы работы с пациентами с нарушением равновесия. Тесты, диагностика, выявление причины
  • Работа с пациентами
  • Атаксия. Методы реабилитации
День 9
День 9
  • Техники мануальной терапии при мобилизации верхней конечности
  • Мелкая моторика пальцев руки. Улучшение чувствительности. Ортезы. Упражнения. Техники ПНФ, Бобат
  • Работа с пациентами
  • Нейродинамика. Мобилизация срединного, локтевого и лучевого нерва
День 10
День 10
  • Методы работы с парезом лица. Нормализация тонуса мышц лица, глаз
  • Методы работы с дисфагией. Нормализация тонуса мышц

Тестирование

Заявка на обучение

Прием заявок был открыт до 11 апреля 2022 г. включительно. Но у нас так много желающих обучаться, что мы думаем о том, чтобы открыть второй поток. Оставьте ваши контакты в форме ниже, мы обязательно вас напишем, когда будут новости.
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Фонд «Игра» проводит конкурс стипендий, чтобы сделать доступной функциональную реабилитацию для детей с двигательными нарушениями
Ниже несколько вопросов об образовании и работе. Обратите внимание, что на курс принимаются только врачи или инструкторы ЛФК/АФК. При этом только те специалисты, которые работают с детьми.

По поводу места работы – укажите место работы, которое больше всего связано с темой функциональной реабилитации. Это может быть как государственная организация, так и частная (не важно, коммерческая или НКО).
Если в предыдущем пункте вы поставили «Другое», напишите кем вы работает
Ниже небольшой тест, напишите ваши варианты ответов
Ребенок 4 лет с установленным диагнозом ДЦП. Умеет ползать, стоять у опоры, делать пару шагов у опоры. Отмечается повышение мышечного тонуса в ногах: эквинусная установка стоп, перекрест бедер, задержка психоречевого развития. Может выполнять простые инструкции, говорит отдельные слова, простые фразы. Назовите и обоснуйте функциональный уровень ребенка по шкале GMFCS, медицинские риски, приоритеты помощи при данном уровне. Расскажите, как бы вы построили первую консультацию и встречу с ребенком и его семьей, на что бы обратили внимание в первую очередь.
Ребенок 6 лет с установленным диагнозом ДЦП, по шкале GMFCS – IV уровень. Может сидеть с поддержкой, ползать по пластунски, переворачиваться, ограниченно понимает обращенную речь. Активная речь – отдельные звуки, жестами может показать «да», «нет». В последние месяцы мама отмечает беспокойство и периодический плач ребенка во время его перемещения, ухудшение настроения, расстройство сна. На прием обратились для занятий физической терапией. На что необходимо обратить внимание в первую очередь и какие обследования вы бы запросили перед началом занятий?
Ребенок 4,5 лет с установленным диагнозом ДЦП, по шкале GMFCS – III уровень. Из вмешательств на текущий момент: массаж курсами, Войта-терапия, занятия с логопедом, ортопедическая обувь, ходунки. В течение последнего полугода мама отмечает нарастание мышечного тонуса в ногах, ухудшение походки. Опишите медицинские риски, приоритеты помощи при данном уровне GMFCS. Расскажите, как бы вы построили первую консультацию и встречу с ребенком и его семьей, на что бы обратили внимание в первую очередь. Какие еще методы лечения и реабилитации применимы у данного ребенка?
Мотивационное письмо
Пожалуйста, напишите, почему вы хотите пройти это обучение, где вы планируете применять полученные знания и навыки, чему еще вам хотелось бы научиться
Обратите внимание, что занятия на онлайн-модуле будут проходить по выходным дням. Материалы будут доступны в записи в течение 30 дней после окончания модуля, но желательно принять участие лично в максимальном количестве занятий, поскольку в конце каждого дня будет общение с преподавателями.