Курс «Основы физической терапии в функциональной реабилитации детей и взрослых»
Основной преподаватель онлайн-модуля — специалист физической терапии из Германии. Базовый курс предназначен для врачей и инструкторов ЛФК и АФК, которые работают в области функциональной реабилитации детей. Выдается документ о краткосрочном дополнительном профессиональном образовании (ДПО
Кто может учиться
Специалисты, которые работают в области функциональной реабилитации детей и взрослых
Условия участия
Слушатели отбираются по конкурсу по итогам решения клинических задач, обучение проводится на бесплатной основе
Объем курса
Всего 170 ак. часов: лекции в онлайн (56), очные практические занятия (80), самостоятельная работа (24), тесты (10)

Об этом курсе

Курс познакомит слушателей с основополагающими биомеханическими, кинематическими и кинетическими принципами организации основных двигательных функций и навыков человека, а также с особенностями организации функции глотания.

Также в ходе курса слушатели узнают об основных методах физической терапии, которые применяются у детей для восстановления двигательных функций и навыков.

Курс состоит из двух модулей – онлайн-часть и практические занятия с демонстрацией основных методов физической терапии с участием пациентов.

Занятия онлайн пройдут в формате вебинаров не в записи, и сессий «вопрос-ответ» в конце каждого дня. Очное обучение — это практическая работа в группах, разбор клинических случаев и составление плана занятий, направленных на восстановление позной устойчивости, ходьбы и других видов мобильности, а также простых и сложнокоординированных движений руки, необходимых для выполнения основных бытовых навыков. В курсе участвуют реальные пациенты.

Слушатели на онлайн-модуль отбираются по итогам:
а) соответствия критериям участия (образование, опыт работы);
б) тестирования;
в) мотивационного письма.

В очном обучении примут участие слушатели, которые успешно сдадут тесты по итогам онлайн-обучения и успешно пройдут собеседование.

В дальнейшем будет проводиться дополнительное бесплатное обучение для слушателей, которые попадут на очное обучение и успешно сдадут тесты.
Приобретаемые навыки:
  • Целеполагание
  • Диагностика ФТ
  • Перемещение и позиционирование
  • Биомеханика
  • Детонизация

Чему научитесь

Проводить детальную диагностику с точки зрения МКФ (ICF) ● Ставить функциональный диагноз ● Составлять программу реабилитации, формулируя достижимые цели ● Проводить терапию, используя различные техники, направленные на восстановление позной устойчивости, ходьбы и других видов мобильности, а также простых и сложнокоординированных движений руки, необходимых для выполнения основных бытовых навыков

Преподаватели

Слушатели

Уровень: знания физической терапии – начальный и средний
Специальные требования: высшее медицинское образование (неврология, ЛФК, педиатрия, терапия) или средне-специальное (ЛФК, АФК)
Кто обычно проходит этот курс: врачи-неврологи, врачи и инструкторы ЛФК, а также специалисты, работающие с нарушением моторных функций в области функциональной реабилитации
Курс состоит из двух модулей: первая часть занятий пройдет в режиме онлайн в течение трех недель (80 ак. часов), вторая часть – очные практические занятия в Москве с участием пациентов (64 ак. часа).

Программа онлайн-модуля

Модуль проходит по расписанию в живом формате (запись будет доступна во время проведения онлайн-курса и в течение 30 дней после его окончания). В конце каждого дня – сессия «вопрос-ответ» с преподавателем. Обучение в течение одного дня – это 4 ак. часа (включая ответы на вопросы), будут проходить с 10:00 до 14:00 по субботам и воскресеньям, с перерывом
Объем – 80 ак. ч. (лекции 62 ак. ч., вебинары и самостоятельная работа 16 ак. ч., тест – 2 ак. ч.)
День 1
День 1
  • Физический терапевт: профессиональные компетенции и навыки
  • Доказательный подход в функциональной реабилитации и физической терапии
  • Моторный контроль и обучение
  • Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья как основной стандарт для измерения состояния здоровья
Вопросы и ответы
День 2
День 2
  • Онтогенез. ДЦП. Патофизиология
  • Патогенез (возможные причины). Диагностика
  • Методы физической терапии
  • Особенности обучения двигательным навыкам
  • Терапия по методу "forced-use"
  • Основы проприоцептивной нейромышечной фасилитации (ПНФ)
Вопросы и ответы
День 3
День 3
  • Основы концепции Бобат в нейрореабилитации. Базовые принципы
  • Терапевтические приемы. Ключевые точки
  • Нейропластичность и ее роль в нейрореабилитации
  • Нейроанатомия моторики
  • Нейроанатомия равновесия
Вопросы и ответы
День 4
День 4
  • Нейроанатомия чувствительности
  • Взаимосвязь отделов мозга с афферентными путями. Роль восходящей ретикулярной активирующей системы (ARAS)
Вопросы и ответы
День 5
День 5
  • Функциональная анатомия верхней конечности
  • Мелкая моторика кисти. Патофизиология, принципы лечения
Вопросы и ответы
День 6
День 6
  • Функциональная анатомия нижней конечности
  • Теория ходьбы
Вопросы и ответы
День 7
День 7
  • Биомеханика позвоночника
  • Постуральный контроль. Стабильность — залог мобильности
Вопросы и ответы
День 8
День 8
  • Нормальное движение (принципы, критерии нормального движения; нормальное движение при переходе из положения лежа в положение сидя и из положения сидя в положение стоя)
  • Тонус мышц. Гипо- и гипертонус. Патофизиология спастичности
  • Основные терапевтические приемы для нормализации тонуса
Вопросы и ответы
День 9
День 9
  • Обследование (диагностика и клиническое мышление; протокол обследования; составление плана реабилитации)
  • Определение функционального статуса пациента на основе МКФ. МКФ–тест
Вопросы и ответы
День 10
День 10
  • Функциональная анатомия глотания
  • Дисфагия. Принципы работы с пациентам
Вопросы и ответы
День 11
День 11
  • Лечение положением, теоретические основы. Терапевтически активизирующий уход
  • Лечение положением (видео)
Вопросы и ответы
День 12
День 12
  • Двигательное развитие ребенка на первом году жизни. Организация движений и роль врожденных рефлексов
  • Варианты двигательных нарушений в зависимости от уровня повреждения нервной системы.
  • Механизмы восстановления: преимущества детского возраста, законы нейропластичности
  • Церебральный паралич: современные представления о диагнозе и методах помощи
Тестирование по итогам курса
По результатам тестирования и собеседования будет отобрана группа для участия в очных занятиях в Москве

Программа офлайн-модуля

Очные занятия будут проходить в течение 6 календарных дней в Москве. Занятия носят максимально практический характер, в курсе принимают участие реальные пациенты. Занятие в течение дня занимает 8 ак. часов и проходит с перерывами на обед и кофе-брейки.
День 1
День 1
  • Лечение положением». Укладка пациентов в положении на спине.
  • Лечение положением. Укладка пациентов в положении на боку. Переход из положения на спине в положение на боку. Упражнения для самостоятельного поворота (ПНФ, Бобат)
  • Переход из положения на боку в положение на спине и в положение на животе. Упражнения для самостоятельного поворота (ПНФ, Бобат)
  • Способы перехода из положения лежа в положение сидя. Принципы позиционирования пациентов в положении сидя (Бобат)
День 2
День 2
  • Обследование. Клиническое мышление
  • Обсуждение протокола обследования
  • Работа с пациентами. Обследование (1 час на пациента). Определение функционального статуса пациента
  • Определение целей. Составление плана терапии
День 3
День 3
  • Способы перехода из положения сидя в положение стоя и обратно. Постуральный контроль в положении стоя. (Бобат)
  • Работа с пациентами. (4 группы по 2 пациента в час, 2 группы параллельно).
  • Обсуждение. Определение целей. Составление плана дальнейшей терапии пациентов
День 4
День 4
  • Методы нейрореабилитации для нормализации тонуса. Принципы работы со спастичностью.
  • Работа с пациентами.
  • Обсуждение. Определение целей. Составление плана дальнейшей терапии пациентов.
День 5
День 5
  • Техники при лечении нижней конечности.
  • Ходьба. Способы обучения ходьбе пациентов с разной степенью тяжести.
  • Работа с пациентами
День 6
День 6
  • Лечение верхней конечности. Лопатка. Плечевой сустав. (ортезы, техники ПНФ, Бобат, кинезиотейпирование)
  • Работа с пациентами
  • Обсуждение. Определение целей. Составление плана дальнейшей терапии пациентов
День 7
День 7
  • Постуральный контроль
  • Стабилизация и мобилизация туловища
  • Работа с пациентами
День 8
День 8
  • Методы работы с пациентами с нарушением равновесия. Тесты, диагностика, выявление причины
  • Работа с пациентами
  • Атаксия. Методы реабилитации
День 9
День 9
  • Техники мануальной терапии при мобилизации верхней конечности
  • Мелкая моторика пальцев руки. Улучшение чувствительности. Ортезы. Упражнения. Техники ПНФ, Бобат
  • Работа с пациентами
  • Нейродинамика. Мобилизация срединного, локтевого и лучевого нерва
День 10
День 10
  • Методы работы с парезом лица. Нормализация тонуса мышц лица, глаз
  • Методы работы с дисфагией. Нормализация тонуса мышц

Тестирование